Your Custom Text

Register

Theme Joomla Pro Extensions

Theme Joomla features a catalog of Pro Extension Releases (Templates, Components, Modules and Plugins) with also the latest Joomla News, Resources and Support.

Авторизация

Главная Статьи Dumble - история легендарных усилителей с пятизначными ценниками
Dumble - история легендарных усилителей с пятизначными ценниками

Джексон Браун бродил по задворкам сцены зала Cow Palace, что находится в Сан-Франциско, оглядывался и волновался. "Где Линдли"? - спрашивал он менеджера тура. "Мы должны быть на сцене через 15 минут!"

Дверь в конце коридора как будто взорвали мощным потоком горячего воздуха и её стальная обивка словно стекла на пол. В проёме был сам Линдли. Он сидел на корточках, а его любимые Гавайские гитары болтались у него между коленей. Мощные аккорды и кристально чистые ноты вытекали из невзрачного на вид усилителя который стоял перед ним.

"Я хочу его, Ховард," говорил Давид большому человеку, который стоял рядом улыбаясь, как новоиспечёный отец. "Не такой же модели, не подобный этому, а именно этот, ок?"

"Это всего лишь прототип"- уточнил Ховард Дамбл.

"Хорошо"- кивнул Линдл. "Я его беру в любом виде".

Дэвид Линдли славился тем, что использовал в своем творчестве широкий спектр экзотических гитар и имел в своем арсенале более 100 штук. Но во всех турах он включался только в один аппарат, чем, понятно, очень гордился мастер, который сделал ему усилитель, это был Ховард Дамбл.

Как рассказал Линдли в интервью Guitar Player в июле '77:

«Я получаю много приборов от других компаний, но в туре я всегда играю на Dumble, потому что они никогда не ломаются. Мы хотели получить звук легендарного старого Fender Deluxe, но Ховард Дамбл сказал мне:

«Да, мы хотим этого звука, но больше и громче. И Ховард получил тот самый результат, который я и  хотел услышать».

Ховард Дамбл родился в 1945 году, вырос в городке Бейкерсфилд, штата Калифорния. Он начал собирать радиоприёмники практически с нулевыми знаниями в возрасте 12 лет. Ховард взял гитару в 16 лет (позже он уже имел свою долю с композитором Джимом Уэббом в студии звукозаписи в Голливуде)  и в 1965 (в 20 лет) создал целую серию усилителей для компании Mosrite, которая выпускала гитары. Его аппараты были на сцене у популярной тогда группы Ventures.

Поддерживал и финансировал его также Баффи Сент-Мари, который заявлял, что  Dumble не может находиться на заднем дворе музыкальной тусовки. Он начал продавать эти усилители у себя в магазине в 1968 году в городе Санта-Круз, Калифорния.

В 1969 году год вышел усилитель Dumble Explosion (его прототип-оригинал еще до сих пор работает), который позже развился в модель Overdrive Special.

Его линейка усилителей на то время (1985 год) включала в себя семь основных моделей:

  • Overdrive,
  • Steel-String Singer
  • Winterland
  • Dumbleland для баса и гитары
  • Phoenix в рековом исполнении
  • Dumbleman  50Вт
  • Dumblelator

С самого начала, он оставался одним человеком, кто лично изготавливал каждый свой усилитель вручную. Несмотря на крутые ценники (1985)...

Howard Dumble

Howard Dumble

Used with the kind permission of
Jesse Schwarz - www.dumblebook.com

  • стандартная 100-ватная голова Overdrive продавалась по цене $ 1925
  • Steel-String Singer и Dumbleland каждый стоил от $ 5000 и выше в зависимости от опций

усилители Dumble всегда были востребованы на рынке, и счастливый Ховард потирал руки от валившихся на него заказов.

Кроме Линдли и Брауна, этими замечательными усилителями пользовались и другие музыканты, такие как Larry Carlton, Bonnie Raitt, Graham Nash, Stevie Ray Vaughan, Jay Graydon, Ry Cooder, Tom Verlaine, Eric Johnson, Steve Lukather, Robben Ford, Dean parks, Carlos Rios, The Beach Boys, Christopher Cross, Tiran Porter, Jimmy Haslip, Jerry Miller, Thom Rhotella, Randy California, Terry Haggerty, Rick Vito, Kenny Loggins  и многие другие.

В ходе обсуждения, что другие находят в них особенного, говорилось, что Ховард в Dumble использует более эстетический подход с технической точки зрения. Его основа - это эмоциональное воздействие, что очень важно, а сама технология вторична, это как автомобиль. Главная идея - получить удовольствие.

Импровизатор Генри Кайзер развил мысль о том, что отличает  Dumble  от остальной толпы усилителей: «Первое - можно его сбросить с крыши 4-х этажного здания, потом заменить лампы, и после этого он будет работать в обычном режиме. Суть в том, что можно все-таки производить долгоживущие усилители.

Во-вторых, мне кажется, что Ховард, в результате длительного интуитивного рабочего процесса, уловил мелодию усилителя в конструкции, так как это очень сложные машины и имеют самые разнообразные чувства и звуковые краски. Из-за моей авангардистской наклонности, я действительно заинтересован в звуках и тембрах. Мне нужно иметь очень широкую палитру цветов звучания. И я получил от Dumble примерно в четыре раза больше ожидаемого. Любые другие усилители мне кажутся ужасными. Я чувствую себя некомфортно, если я играю на чём-нибудь еще - ну, может быть за исключением моего Fender Champ».

Howard Dumble

Howard Dumble и Cristopher Cross

Used with the kind permission of
Jesse Schwarz - www.dumblebook.com

В августе '77 Guitar Player взял интервью у покойного Lowell George из группы Little Feat и он был более лаконичен:

«Это как будто взяли Fender и сделали правильно» - сказал он про свой Dumble - «Это самый лучший усилитель на котором я когда-либо играл».

Интервью с Ховардом Дамблом

Ваш усилители имеют репутацию почти никогда не выходить из строя. На чём строится такая прочность?

Это самый большой секрет. На самом деле, если взять разные усилители, вы не никогда не сможете определить, как я это делаю. У меня определенно есть технологии, которые я стараюсь соблюдать и, наконец, важно, с каким чувством вы это делаете. У большинства компаний - это просто соблюдение технологий. Им не нужно разрушать продукт и не нужно экстремальных условий при 170 вольтах (в США напряжение 110 вольт), им не нужны хорошие результаты в надёжности. Крайняя степень моего внимания уделяется каждому соединению деталей и пайке. Кроме того, я нашел для себя, какие части надёжные, а какие нет.

Что заставило вас тяготеть к электронике, в первую очередь?

Я люблю музыку, во-первых, она всегда была моей страстью. Я ловил момент, чтобы послушать Лес Поля или Мэри Форд, я был как ребенок. Кроме того, я из семьи инженеров, мой отец разработал одну из первых автоматических коробок передач для автомобиля. Мне не трудно было понять технику, я был как раз там где и должен был быть. Тогда же я понял, что могу сделать несколько баксов для семьи. Я начал собирать небольшие карманные радиоприёмники фактически "с нуля" и продавал их  детям в школе за $ 5,00. Приёмник был действительно хорош и в один прекрасный день все уже слушали музыку в классе и местную рок-станцию в своих наушниках и вот однажды, учитель, наконец, выкинул меня из школы.

Что вдохновило вас на создание первого усилителя?

Я был младшим в классе  и  парень по имени Джек Смит подошел и спросил, не хотел бы я собрать усилитель для младшей ассоциации бейсбола. Он сказал, что он имеет доступ к "горе запчастей" - я сказал OK!

Мы пришли на этот большой склад, а там было очень много деталей, поэтому мы унесли больше, чем могли бы унести, и все за бесплатно. Мы собрали огромный 200-ваттный усилитель мощности, чтобы ассоциация могла делать объявления на бейсбольных матчах. Как я понимаю, он все еще работает до сих пор. Потом, Джек  и я сделали несколько клонов усилителей Dual Showman, хотя мы и не смогли найти оригиральные трансформаторы Fender, так как компания была непреклонна и не соглашалась отправить нам посылку. Так что, пришлось использовать трансформаторы от David Hafler, благодаря которым звук нашего усилителя стал совершенно необычайным .

До создания собственных усилителей, вы разбирали другие, такие как Fender и Gibson?

Я даже сейчас могу нарисовать некоторые из этих схем по памяти (смеется). Конечно, я использовал и другие подходы. На самом деле, свой старый Fender я модифицировал в конце 60-х, он был точно таким же, по схеме, но с высоким коэффициентом усиления.

Как вы пришли, к тому чтобы производить усилители как предприятие?

Мне было 18-лет, я был ещё ребенок и ходил в школу в Бейкерсфилд. Однажды я отправился к Сэми Мосли (гитары Mosrite), который был единственным человеком, который имел доступ к настоящим музыкантам.

Я пришёл и просто нагло заявил: «У меня получилось то, что звучит, как ни звучит ничто другое. Вам надо это послушать». Он перевернул его с головы до ног и сказал: «Это лучшее, что я когда-либо слышал». Он предложил работать с ним и собрать 10 усилителей. Купил для меня частей и платил мне $ 90,00 в неделю, это продолжалось около 4-х  недель, а затем мне пришлось работать на него бесплатно. Но я все равно я сделал 10 усилителей уже на производственной основе, хотя был родом из детства. Их назвали Mosrite усилители, но они были полностью моей разработкой. Собственно, я сделал 11 штук, так что, этот усилитель я и построил конвейерным способом. После этого Ventures играли через них и были очень довольны, но по моему для них в звуке было слишком много рока. Они просили, чтобы я начал бизнес с ними, но я решил этого не делать, и решил играть на гитаре в студиях, и в рок-группах.

А ваши ранние усилители имеют те же качества, что и доступные усилителей в настоящий период?

Да, но я точно уверен, что они сделаны более широкополосными. Одну вещь, я заметил на ранних этапах моих гитарных усилителей, что они были реально ограничены, по нижней частоте. Но, надо быть осторожным и убедится, что вы по-прежнему поддерживаете надлежащий уровень средних и высоких частот. Я знал об этом давно. Вы не можете сделать Hi-Fi схему и надеяться, что получился хороший гитарный усилитель, он просто не будет работать как нужно. Вам нужна совершенно другая частотная характеристика. Но, я заметил, что если я дам чуть болше низа в схеме усилителя, вам будет гораздо вкуснее и веселее играть.

После того как вы начали своё дело, начала ли развиваться  философия Dumble?

Я стараюсь быть гибким. Я всегда знал, что все, что я должен делать, должно содержать в себе самые лучшие побуждения. Никогда не нужно производить всякую дрянь. Всегда гарантируй качество и чтобы всё работало и выглядело идеально. Фактически, мои методы-это использование широкого подхода во всём, для получения качественного результата. Это процесс становления. Это самое трудное проживать одну жизнь один раз. Мы всегда думаем о новых возможностях. В принципе, все модели после Overdrive появились из за гибкости моего мышления.

Какие изменения вы сделали в Explosion , прежде чем появился Overdrive Special?

Активные схема и тембральная окраска изменилась совсем немного, но концепция обработки сигнала после предварительного усилителя осталась прежней. Большинство других Хай-Гейн усилителей, используют предусилитель, чтобы получить gain boost, но я вырвался из этого заблуждения довольно рано, в конце 60-х.

Я обнаружил, что пытаясь выстроить сигнал в предусилителе вы имеете тенденцию к перегрузке самого усилителя, и в результате получаете отсутствие гармоник и очень немузыкальный конечный результат. Кроме того, вы сталкиваетесь с многими ламповыми проблемами с гармоникой у них. Итак, что я искал, то и получил - замечательный тембр, красивый и гармоничный, сохраняющий богатство без всяких электронных неприятностей.

Были ли решения, что то сделать с Overdrive до выхода модели Steel-String Singer?

Steel-String Singer появился позже, чем я начал делать серию усилителей Dumbleland, примерно в '66  и я до сих пор произвожу их (1985). Он был предшественником Steel-String Singer . Я не делал больших конструктивных изменений, но дизайн опережал своё время. Dumbleland нёс слишком много энергии и слишком много шелка для обычных людей. Это был идеальный вариант для Stevie Ray, однако, ему приходилось нелегко играя  даже на  Overdrive.

Dumble Steel String Singer

Почему Overdrive настолько чувствителен?

Это из за разного вида обработки сигналов. В модели Overdrive, уровень гейна чрезвычайно интенсивный по всей линии и  у вас есть сигнал который готов выдать 1 000 000 едениц. Так что если вы застряли на 10 микровольтах, то вы получите 10 вольт. Я делаю это стандартной ситуацией и  еще очень музыкальной. Наилучший подход к Overdrive - это  найти понимание не спеша. Подойдите к нему, посмотрите на ручки, пусть уровень в начале окажется нереально низким и только после долгого знакомства вы обретёте с ним единое чувство. Узнаете, что же делать с вашими пальцами, чтобы усилитель хорошо откликался на все движения вашей руки.

Если действовать напролом, то он может напугать и расстроить некоторых музыкантов.

Секретом контроля над  Overdrive является отношение к умному управлению инструментом и его собственным голосом, пока не научитесь это делать так же , как просто включить, станцию Рок-Сити.

Чем отличается Overdrive Special который вы сделали для Дэвида Линдли от стандартной модели?

Я изменил значение конденсатора до определённой степени, так что Special  имеет разные высокочастотную составляющую, но схема в основном осталась та же.

Dumble Overdrive Special

Линдли говорит, что для поиска звуков, он  иногда берёт одну из своих гитар и  Dumble со студии на выходные и ищет  понимание усилителя и гитары?

Это правда. Усилитель столь по-разному реагирует на каждый инструмент, что для получения некоторых эффектов, мне нужно научится использовать саму гитару, а не музыканта. Это одна из важных вещей в усилителе, но не надо гитару или её звук демонизировать до абсурда. Усилитель расширяет полёт мысли и является важной частью звуковой системы, поэтому он должен быть очень чувствителен к любой гитарной метаморфозе. Моя Философия -получить от усилителя то, что что можно услышать в твоей собственной голове, он должен помогать вам получить удовольствие.

Stevie Ray Vaughan называет Steel-String Singer так:  «King Tone Consoul». (именно soul, прим. ред.)

Есть несколько важных моментов в творчестве Stevie. Его гитарный сэт настроен, скорее как басовый усилитель, модифицированный для игры в гитарном диапазоне. Это не тот случай, с обычной гитарой включенной в String singer. Ему нравится то, что он может повернуть регулятор громкости до упора, и усилитель всё равно не искажает - просто становится  громче. У него получаются искажения тогда, когда он тянет струны с давлением 50 мегатонн, когда он «атакует» свои струны (смеется). Он получает невероятный  сигнала из своей гитары, и большинство усилителей не могут справится с ним. Stevie писал свой первый альбом на басовом усилителе, который я сделал для Jackson Browne.

Некоторые гитаристы описывают Dumble  как, более мощную, более прочную, более эффективную версию Fender Deluxe

Это хороший способ описать его, но в целом это не так. У Deluxe, есть несколько великолепных качеств. Вы получаете большую гармоническую структуру, в небольшом акустическом объеме. Это действительно приятно, особенно если вы играете на гитаре сами. Но его звук не может правильно лечь  в саунд вашей группы, атмосфера вокруг него  исчезает. Таким образом то, что я пытаюсь получить от него удобное и очень музыкальное, это и есть аналогия. Но схема не похожа даже близко. Я использую вакуумные электронные лампы, а также трансформаторы и ручки, но на этом сходство и заканчивается. Чтобы получить достойный результат, я должен применить уникальные схемы. Это мой звук и схемы, которые связали всё в общий процесс.

Можете ли вы "Дамблезировать" усилитель Fender настолько, чтобы он разделил с ним  Dumble философию и звук, или это будет всё таки компромисс?

Это будет компромисс. Реальное физическая конструкция Fender - это всё, что можно было с ним сделать. На самом деле, после последней модификации Steel-String Singer, я сделал для Линдли усилитель мечты  и он больше не использует свой Fender Bassman Dumbleized. Он хотел, чтобы звук был прозрачный и сочный- как плывущие  в небе белые облака. Я всё таки придумал специальную схему для него. В принципе, я могу использовать шасси от Fender, но вы должны  выбросить все и заполнить все пустые дыры, и вновь попытаться из него что то сделать. Он просто слишком сжат в своём теле. Расстояние в пол сантиметра делает большую разницу в звуке. Это наука, которой нужно занимается, она называется Константа Цепи.

Вместо одного переключателя (яркость / глубина), ваши  усилители имеют отдельные переключатели. Можно ли использовать одновременно?

О, будьте уверены. Звук становится сочным, низкие ноты такие, что в них можно плавать, красивые и кристальные высокие, которые стелятся шелком, на стекло.

Какова мощность ваших усилителей?

Overdrive на 100 Вт, но он переключается на 50 Вт, так же я сделал 150-ваттный Overdrive Special, с которым очень весело. Мощность усилителя для записи 25 Вт и он называется Hotel Hog, если нужна мощность до 450 Вт то вам нужен Winterland, названный в честь концертного зала в Сан-Франциско.

Какой наиболее  запредельный  усилитель для вас: Overdrive или Steel-String Singer, и как они могут быть объединены?

Ну, серия Phoenix, которую я тоже сделал как раз для этого. Вы можете комбинировать звуки, потому что это усилитель монтируемый в рек. Вы можете использовать отдельные предусилители, без перегруза или с перегрузом. На выбор 50 -, 100 - или 150-ваттные усилители мощности, их можно включить все сразу. Секция  overdrive расширяется - вместо двух овердрайвов, у вас есть например четыре.

После экспериментов с различными динамиками, кто ваш фаворит?

Я исхожу от всех производителей. Есть много штучек, которые я все еще люблю. Наиболее универсальным для меня является EV. Но и другие производители, включая и Altec и JBL, прекрасные динамики, которые могут делать то, что другие динамики не могут.

Я делю их на два класса: эффективные и низкоэффективные. Оба класса полезны. С низкой эффективностью - это такие, как Celestion и Jenson или PAS. Обычно из-за конструктива, они не отдают тот же уровень звукового давления на ватт потребляемой мощности, как например Altec и JBL или  EV, но они музыкальны.

А у вторых преимущество в другом, иногда вы хотите сделать усилитель громче, чтобы получить больший уровень звукового давления и при этом иметь совершенно другой вид гармонической структуры. Я люблю звук JBL, особенно для аккордов, но у меня было много проблем  с их 4 " катушкой. Фактически, катушка краткое время работала против магнитной структуры. Altec не был замечен в этом безобразии и я  ставил их до '79, покуда не стартовала EVM series.

В вашей философии звука, кабинет отличается от других компаний?

Да я думаю иначе чем другие производители. Я не верю в закрытые кабинеты. Все вещи и механизмы призваны реагировать на изменения и интонировать. Даже моя колонка  открытая сзади, оптимально использует  энергию воздуха. Это непрерывный процесс, я еще этому учусь, узнавать то, что полезно для звука. Есть определённая система для открытого корпуса. Вместо увеличения посыла и динамики звука  только спереди , я разработал специальную серию открытых сзади корпусов. На самом деле, процесс движения воздуха, включает инверсию полюсов. Я заставляю воздух реагировать на фазовые изменения, как в передней, так и в задней части корпуса. Таким образом, при одинаковом объёме кабинета, мы имеем звука больше почти в два раза.

Значит ли это, что звук остаётся таким же качественным?

Да. Низ остаётся сочным и вы чувствуете, как вы вместе с гитарой плывёте над футбольным полем, в заполненом зефиром воздухе. И это даёт основу для средней частоты, которая приносит голос соло прямо к вам в голову. Всё это отлично работает и на аккордах, и на соло и особенно на подтяжках и слайде.

Этот вид кабинета используют Линдли и Лоуэлл Джордж.

Эмоции - это единственная цель или целей много?

Эмоции - это  целый мир. Я не верю в то, что он где то кончается. Существуют сотни, возможно тысячи, миллионы, разных звуков гитары. Когда в воздухе появляются невидимые электрические разряды и начинается магия- это правильный звук, независимо от того, кто находится вокруг тебя. А звуки - вызывают в нас самые захватывающие чувства!

 

 

Автор: Dan Forte
Перевод: Old Merin
Обсуждение на форуме

 
Копирайты! © 1917-2010 ООО "TubeTone" - Все права защищены и запилены.
////